Онлайн запись

Почему стучит рулевая рейка?

Многие автовладельцы стремятся лучше разобраться в устройстве своей машины. Они стараются как можно больше узнать о принципе работы транспортного средства, о сопряжённости различных элементов. Многих особенно сильно интересует, как именно поворачивается машина, а именно – как руль связан с колёсами. Поворот осуществляется с помощью специального реечного механизма. Эта система, позволяющая управлять движением автомобиля, сегодня очень популярна. У неё есть множество преимуществ, выделяющих её среди других вариантов.

К основным плюсам реечного рулевого механизма можно отнести:

  • минимальное количество элементов, склонных к износу (такие изделия не приходится тратить деньги, поскольку их не нужно часто заменять);
  • повышенную точность управления.

Почти все специальные реечные механизмы основаны на работе стойки и шестерни. Благодаря этому обеспечивается их долговечность. Если правильно смонтировать реечный механизм, он будет служить очень долго и без перебоев. Однако без ремонта обойтись не получится. С проблемами, которые возникают с механизмами рулевой рейки, вполне можно разбираться самостоятельно (с этим может справиться даже начинающий автолюбитель, обладающий настойчивостью и терпением в решении конкретных задач). К таким неполадкам относится стук. Разберёмся в работе этого достаточно простого механизма.

Конструкция

Рулевая рейка является частью специальной системы машины. Она нужна для того, чтобы контролировать движение колёс. Благодаря ей автомобили могут двигаться по заданной траектории. Рулевой рейкой перемещается ведущая шестерня, связанная с колёсами.

В принципе работы поворотного механизма нет ничего сложного. Когда вращается рулевое колесо, рейка перемещается в необходимом направлении. Затем начинается движение специальных тяг рулевого привода, после чего поворачиваются колёса.

Минусы

Реечное управление очень надёжно, но у него есть несколько недостатков:

  1. Процесс монтажа значительно сложнее самой конструкции.
  2. Наличие небольшой виброактивности.
  3. Чувствительность к сильным ударам (такие проблемы возникают, например, на плохих дорогах).
  4. Значительная нагрузка на задействованные элементы.

Как определить техническое состояние?

Если в рулевой рейке что-то начнёт стучать, нужно будет полностью проверить механизм. Определять её техническое состояние следует на смотровой яме (двигатель автомобиля не должен работать во время проверки). Диагностика позволит узнать, сложным ли будет ремонт. После этого владелец автомобиля решает, сможет ли он справиться с ремонтными работами самостоятельно. Если есть сомнения, лучше обратиться в автосервис – при необходимости специалисты полностью заменят узел.

Поворачивая рулевое колесо в разные стороны, можно совершить определённые действия:

  1. Проверить, есть ли в шарнирах рулевых тяг какие-либо зазоры.
  2. На слух и визуально оценить положение креплений.

Можно также услышать стук. Некоторые чувствуют, что механизм начал заедать. Если стук не прекратится после откручивания поперечных тяг и поворотных рычагов, нужно будет отремонтировать или заменить рулевую рейку.

Определив причину возникновения проблем, можно попытаться справиться с ремонтом вышедшего из строя узла самостоятельно или воспользоваться помощью опытного специалиста. В любом случае нужно будет либо заменить какую-то определённую деталь, либо разбираться со всем механизмом. Как поступить со сломанным узлом – решает только владелец транспортного средства. Следует учитывать, что полная замена рулевой рейки обычно обходится достаточно дорого, однако хороший новый механизм всегда служит значительно дольше, чем предыдущий. В некоторых случаях стук слышат даже владельцы недавно приобретённых автомобилей – и российских, и зарубежных. К сожалению, с такими «сюрпризами» в нынешнее время сталкиваются многие. Почему появляется стук?

Причины бывают самыми разными. Перечислим наиболее распространённые:

  1. Проблемы с крепёжными соединениями механизма. Чтобы устранить стук, подтяните сильнее все болты и гайки.
  2. Коррозия, которая появляется на втулке, часто становится причиной появления люфта. Существует только один способ решения такой проблемы: приобретение новой рулевой рейки.
  3. Истирание или повреждение защитных чехлов из резины. Подобные неполадки часто становятся причиной того, что в механизм попадает грязь. Из-за этого рейка, опоры скольжения могут быстро прийти в негодность.

Опорная втулка может износиться. В некоторых случаях во время движения транспортного средства появляется люфт. По этой причине в рулевой колонке могут возникать различные шумы.

Втулки изнашиваются ещё и из-за того, что при производстве использовался слишком мягкий материал. Такая втулка сминается при езде по плохим дорогам. Чтобы разобраться с этой проблемой, можно сделать новое изделие самостоятельно, используя более прочный материал (например, капролон). В таком случае покупать новую втулку не придётся, что позволит сэкономить на ремонтных работах.

Как осуществляется ремонт?

Собираясь приступить к ремонтным работам, следует позаботиться о приобретении специального комплекта. Он состоит из новых деталей зубчатой рулевой рейки, а также из различных уплотнителей, сальников и т. д. Перед осуществлением ремонтных работ нужно будет приготовить гаечные ключи, съёмник подшипников, щипцы для стопорного кольца. Следует найти также ключ-восьмигранник на семнадцать.

Ремонт осуществляется в несколько этапов:

  1. Сначала нужно будет снять гайки, которые находятся на рулевых пальцах. Необходимо выпрессовать пальцы из отверстий (поворотные рычаги стоек подвески).
  2. Найдите и выкрутите стопорный болт, который находится у педального узла.
  3. Воспользуйтесь головкой на тринадцать и открутите гайки, фиксирующие рулевой механизм. Осуществите удаление скоб крепления.
  4. Затем следует разъединить приводную шестерню и рулевой вал. На данном этапе нужно будет поддомкратить транспортное средство с правой стороны.
  5. Обратите внимание на стопорную пластину. Используя зубило и молоток, отогните её края. Болты на рулевых тягах следует вывернуть с помощью головки на двадцать два.
  6. Снимите стопорную и соединительную пластины. После этого нужно будет отсоединить рулевые тяги.
  7. Затем следует снять защитный чехол, опору из резины.
  8. Осуществите демонтаж рейки.
  9. После тщательной промывки кратера нужно будет установить другой подшипник.
  10. Смажьте шестерёнки, используя «Литол», и соберите узел. Собирать его нужно будет в обратном порядке. После завершения процедуры сборки следует сделать так, чтобы зазор между упором и гайкой составлял 0,12 мм.

Перед заменой рейки нужно узнать, устанавливались ли какие-либо усилители, а также определить тип рулевого механизма. Обычно ремонт осуществляется за два или три часа. Каждый элемент механизма следует тщательно промыть от грязи и масла. Осмотрите все детали и убедитесь в том, что нет никаких повреждений механического характера. В случае обнаружения серьёзных дефектов обязательно замените элементы на новые.

Сезонное хранение шин
за 3000 рублей любого размера!


Пример