Онлайн запись

Замена масла в разных типах трансмиссии – необходимость и сроки

Периодическая замена масла нужна каждому двигателю. Она предписана перечнем работ, выполняемых во время планового обслуживания любого автомобиля на СТО или самостоятельно. И хотя мотору, как сердцу машины, отведена особая роль, нельзя забывать и о других подсистемах. В коробке передач (КПП), пусть и не так интенсивно, но также присутствуют силы трения и немалые температуры, в результате чего меняется химический состав ранее залитого в нее масла. Нужно учесть и некоторые другие моменты. Это должно помочь понять, когда именно нужна замена масла в коробке передач? Можно ли его долить, как в двигатель? И есть ли установленная периодичность, с которой нужно выполнять эти простые, но важные действия? Для начала о том, какая роль возложена на масло в коробке.

Предназначение масла в КПП

Сложный химический состав смазочных жидкостей любого назначения можно разделить на непосредственно масло и комплекс специальных добавок, называемых присадками, которые придают маслу особенности, необходимые для выполнения возложенных на него функций, а именно:

  • Смазка трущихся элементов.
  • При использовании в трансмиссии масло принимает на себя еще оду роль, которая должна быть учтена – охлаждение шестерен, которые находятся друг с другом в зацеплении и при работе нагреваются. Выполняя такую функцию, масло достигает температуры около 150 °С, а в месте непосредственного контакта зубьев шестеренок – до 300 °С. В результате этого оно теряет способность хорошо смазывать поверхности и пенится.
  • В КПП автоматической конструкции масло играет роль рабочего элемента – агента, через которого крутящее усилие передается от двигателя к шестерням. Вспенившись, оно потеряет такую способность, и не даст машине двинуться.

Для сохранения необходимых эксплуатационных характеристик в условиях высоких температур в масло вносятся присадки, позволяющие ему исправно выполнять возложенные на него функции.

Когда масло должно меняться

С течением времени присадки теряют часть своих характеристик, поэтому не могут обеспечить надлежащую защиту трущихся поверхностей. Тогда приходит время менять масло. В противном случае оно вспенится и приведет к дефектам шестерней главной передачи. Очевидным проявлением этого факта станет усиливающее гудение с последующим разрушением элементов коробки через 300-500 километров. Дальнейшим последствием станет заклинивание коробки. Это характерно для авто с передним или полным приводом.

Механика в КПП и наличие заднего привода дают некоторые преимущества. Здесь более щадящие температурные нагрузки, в результате чего срок службы масла оказывается большим на 10-20 тысяч километров, поэтому обычно его меняют вместе с заменой смазочной жидкости в редукторе. Целью такой процедуры является отвод вместе с маслом из КПП через картер загрязнений и частиц металла, появившихся от выработки шестерен.

Для исключения такой ситуации производители называют цифру в 50-60 тысяч километров. Это вполне надежный ориентир, при достижении которого выполняется замена масла в механической коробке передач. И это независимо от общего километража на спидометре. При агрессивном вождении этот показатель составит 30-40 тыс. км. Исключение составят модели, в конструкции которых не предусмотрена смена масла – картер их КПП не будет иметь сливной пробки.

Современная автомобильная промышленность предлагает ряд моделей с вариаторными коробками передач. Относясь к классу автоматических изделий, они имеют особую конструкцию и высокую температуру рабочих элементов, а ремень их вариатора испытывает значительные усилия. Пакет присадок здесь теряет свои характеристики быстро, поэтому простое масло не подходит. Вместо него используют особенный состав, который меняют через 40-50 или даже через 30 тысяч километров (при интенсивной манере езды). Периодическая замена масла в автоматической коробке передач такого типа строго регламентирована и должна выполняться в положенное время.

Немного о самом процессе. Когда выполняются работы по замене, картер КПП не нуждается в промывке. Но при ремонте и разборке механизма, грязь из него удаляется вручную. При этом очищают и магнит, на котором скапливаются мелкие частицы металла с трущихся шестерен коробки. Такой ремонт, обычно вынужденный, бывает, выполняется спустя небольшой срок после смены масла. В таком случае лучше не пытаться сэкономить, а залить новое масло в необходимом объеме. В конечном счете, именно от него зависит надежность работы и длительность срока службы коробки передач. Используя современные синтетические трансмиссионные масла, которые относятся к классу всесезонных, можно рассчитывать на нормальную работу трущихся частей механизма любого типа коробки при температурах от -50 °С до +50 °С. Не меняя своей вязкости в жару и холод, такие масла позволяют эксплуатировать автомобиль практически в любой климатической зоне.

Сезонное хранение шин
за 3000 рублей любого размера!


Пример